Первые 3 года жизни ребенка - развитие по месяцам
7 апреля 2023 15:04Первые 3 года жизни ребенка – это важный этап формирования, когда новорожденный превращается в человека со своим характером, который познает мир и учится взаимодействовать с обществом и родителями. Развитие детей в этом возрасте происходит довольно быстро, при этом маме и папе нужно быть особенно внимательными, чтобы понимать, что у малыша нет никаких проблем. В этой статье вы узнаете об особенностях физического и психоэмоционального развития детей в первые три года жизни.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.
Развитие в первый год жизни ребенка
Первый год – период младенчества, когда ребенок проходит множество этапов развития, учится сидеть, ползать, говорит первые слова, пробует новые продукты, познает окружающий мир.
0-3 месяца
Первый месяц малыш спит большую часть суток (около 20 часов), зачастую не просыпается полностью даже на кормление. Это время, когда ребенок адаптируется к жизни вне утробы матери, а родители к новому статусу и образу жизни. В данный период маме и папе маленького человека нужно положить силы на то, чтобы обеспечить ему полноценный уход, достаточное внимание и заботу. При этом не нужно думать, что малыш в первый месяц не развивается. У него постепенно проходит тонус мышц, постоянно сжатые в кулачки крохотные ладошки расслабляются. Он учится держать головку, в чем родители могут ему помочь, регулярно выкладывая его на живот. В физическом и психоэмоциональном развитии происходят следующие изменения:
- В первый месяц ребенок видит на расстоянии 30 см и преимущественно яркие предметы. Затем зрение малыша становится более острым, он может четко видеть лица и задерживать на них взгляд.
- Ближе к двум-трем месяцам малыш уже уверенно держит головку в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивает ее на звуки и голоса. Также он поднимается на предплечьях и учится переворачиваться со спины на живот. Родителям нужно тщательно следить за малышом, чтобы он не упал с высоты.
- В первый месяц–полтора у крохи нет режима, поскольку он переживает тяжелый период адаптации и много спит. В 2 месяца он устанавливается, а время ночного сна составляет около 10-12 часов. В 3 месяца малыш больше бодрствует, днем спит 3-4 раза.
- С двух месяцев малыш начинает узнавать лица своих родных, радоваться им, реагировать на их появление улыбкой и активными движениями рук и ног.
Родители должны помогать крохе в установлении режима, выкладывать его на животик и делать массаж для укрепления мышц. Также важно постоянно разговаривать с ним, и совсем скоро он порадует родных своим гулением.
3-6 месяцев
В этот период малыш активно развивается и физически, и психологически. Он начинает тянуть в рот кулачки и все, что попадется под руку. С четвертого месяца ребенок становится более спокойным, поскольку колики (если они были) проходят, налаживается режим сна и кормлений. Стоит помнить, что дети разные, поэтому одни могут спать всю ночь без перерыва на еду, другие же проснутся 2-3 раза. Также в возрасте от 4 до 6 месяцев педиатры рекомендуют начинать прикорм, предлагая малышу овощные пюре и безмолочные каши. Важно ориентироваться на пищевой интерес, а также физическое развитие малыша. В физическом развитии родители могут заметить следующие изменения:
- малыш начинает активно переворачиваться, подниматься на вытянутых руках и сидеть с опорой;
- он предпринимает попытки ползать по-пластунски, а ближе к полугоду может делать это уже уверенно и довольно быстро;
- ребенок начинает активно играть с игрушками и рассматривать картинки;
- у многих малышей уже прорезываются зубки, поэтому родителям нужно проявить особую заботу и внимание.
В психоэмоциональном развитии тоже наблюдаются изменения. Малыш уже более осознанно относится ко взрослым, может проявлять настороженность к чужим людям, активно радоваться родителям. Помимо этого, выделяют следующие достижения:
- в речи ребенка появляются различные звуки и даже слоги «ба», «ма», «па»;
- кроха начинает понимать интонацию, с которой к нему обращаются, а также правильно реагирует на это.
Эмоциональная связь с мамой у ребенка в этом возрасте все еще сильная, поэтому он нуждается в ней острее, чем в других взрослых.
6-9 месяцев
В этот период происходят значительные изменения в развитии ребенка. Он уже может активно ползать и даже начинает делать первые шаги с опорой. Некоторые дети уже довольно быстро передвигаются, держась за мебель или руки взрослого. Родителям нужно максимально обезопасить пространство, а также не препятствовать свободному передвижению младенца. Прикорм должен производиться с осторожностью, с постепенным вводом новых продуктов. В физическом и психоэмоциональном развитии наблюдаются следующие достижения:
- развивается мелкая моторика, малыш играет в пальчиковые игры, умеет брать нужный предмет двумя пальцами;
- игры становятся более осознанными, малыш знает, как правильно играть с машинками, пирамидками и сортерами;
- речь становится более разнообразной, малыш повторяет слоги, с помощью них обращается ко взрослым;
- начинается освоение горшка;
- возрастает интерес к книгам и картинкам, в частности карточкам с различными изображениями;
- ребенок может найти предмет, о котором ему говорят.
Кроме того, малыш понимает строгую интонацию и слова «нет» и «нельзя». Ради его же безопасности родителям рекомендуется проявить терпение в воспитательном вопросе и настойчиво отказывать малышу в опасных играх.
9-12 месяцев
Этот период является завершающим в этапе младенчества, а сопровождается в основном достижениями в психоэмоциональном развитии. В физическом плане малыш продолжает совершенствовать уже имеющиеся навыки и практически не приобретает новые. Родителям нужно положить силы на то, чтобы больше общаться с ребенком, помогать ему познавать окружающий мир и узнавать много нового. Ближе к году малыш уже умеет выделять любимые игрушки и занятия, а также то, чем он заниматься категорически не хочет. В этом возрасте продолжает активно развиваться речь, но ребенок еще коверкает слова. Многие родители считают это милым и делают так же. При этом важно говорить правильно, чтобы в будущем ребенок знал, как произносятся слова. Одним из новых навыков в данном возрасте является манипуляция. Родителям необходимо запастись терпением и не реагировать на нее. Помимо этого, наблюдаются следующие изменения в развитии малыша:
- ребенок начинает самостоятельно держать ложку и принимать пищу;
- понаблюдав за ним во время разных занятий (рисование, еда, чистка зубов) можно определить ведущую руку;
- умеет показывать согласие и несогласие движением головы, машет ручками при прощании и приветствии;
- знает названия разных частей тела и где они находятся;
- эмоционально реагирует на запреты и строгость.
Также ребенок уже различает близких и незнакомых людей, ведет себя с ними по-разному. В год малыш становится уже более самостоятельным, а его развитие переходит на новый этап.
Развитие ребенка с 1 года до 2 лет
В этом возрасте дети нередко переживают кризис одного года. Они продолжают приобретать новые навыки и развиваться эмоционально, познавать окружающий мир и переходить в период раннего детства. Родителям нужно набраться терпения и помогать крохе справляться со сложными ситуациями.
1–1,3 года
Первые три месяца нового периода сопровождаются активным физическим развитием. Малыш в это время начинает ходить, поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить ему достаточное и безопасное пространство для передвижений. Ограничивать его активность крайне не рекомендуется, поскольку это чревато апатией и негативными эмоциями. Помимо этого, растет и интерес ребенка к различным предметам. Из доступных мест необходимо убрать важные документы и опасные предметы. При этом полностью убирать все, что может взять в руки малыш, не рекомендуется, так как таким образом он познает окружающее его пространство. Не нужно переживать, что иногда кроха падает или снова начинает ползать. В скором времени он отработает навык ходьбы и перестанет это делать. Ребенок продолжает развиваться и в психоэмоциональном плане. Его нервная система не так стабильна, как у взрослых, поэтому малыш нередко бывает импульсивным, его настроение быстро меняется. Он может скучать по своим родителям, когда их нет рядом, а также с опаской реагировать на чужих людей. Также в психоэмоциональном развитии наблюдаются перемены:
- Ребенок может разбрасывать игрушки, ломать все, что попадается под руку. Родителям не стоит переживать, поскольку такие проявления эмоций позволяют ему развиваться и познавать мир.
- Важным в развитии годовалого малыша является сенсорная моторика. Например, взрослый знает, что будет, если он потянет за торчащий лист бумаги или бросит на пол машинку, ребенку же последствия неизвестны. Именно таким образом дети исследуют окружающую среду.
- В этом возрасте малышам интереснее играть с различными пирамидками, конструктором, сортерами и крупными пазлами.
- К полутора годам ребенок ходит уже гораздо увереннее и без поддержки, но иногда могут возникать и падения. Навык ходьбы будет совершенствоваться и далее. Кроме того, малыш уже может преодолевать небольшие препятствия в виде детской горки и лестницы.
- Дети в этом возрасте уже лучше обращаются с ложкой и кружкой, их движения более аккуратны.
- Малыши к полутора годам лучше следят за гигиеной и обязательно сообщат родителям, если испачкались или намочили одежду.
- У ребенка все так же присутствует любопытство, позволяющее ему познавать мир. Несмотря на то, что из-за него он иногда нарушает запреты и проявляет непослушание, ограничивать его в этом не стоит. Рекомендуется переключить внимание малыша с «запретного» дела на более безопасное, но не менее интересное.
- Ребенок начинает обращать внимание на реакции родителей. Он старается делать все, чтобы получить похвалу и одобрение мамы.
- Благодаря родителям, которые постоянно находятся рядом и обеспечивают безопасные игры малыша, кроха становится более смелым в своих действиях. Это в свою очередь вносит неоценимый вклад в его развитие.
- знание нескольких цветов и геометрических форм;
- быстрый сбор пирамидки, матрешки и других головоломок;
- свободная ориентация в знакомых местах;
- помощь в бытовых вопросах;
- правильное произношение звуков (за исключением некоторых);
- использование различных частей речи, кроме сложных;
- повтор слов и предложений за взрослыми, заучивание простых стишков и песен.
Употреблять пищу он может руками, не стоит этому препятствовать. При этом предлагать ему приборы следует почаще. Большинство детей уже умеют есть с помощью ложки и пить из кружки, но делают это зачастую неаккуратно.
1,3–1,6 года
Малыш в этот период продолжает совершенствовать навыки ходьбы и речи, поэтому родителям необходимо оказывать ему всестороннюю поддержку. Физическое развитие:
В психоэмоциональном развитии происходит большое количество изменений. У него активно развивается речь, он понимает гораздо больше, чем может сказать. Общаться с ребенком нужно много, говорить медленно и короткими предложениями, поскольку это позволяет ему лучше усваивать информацию. К полутора годам он знает уже около 40 слов. Кризис одного года подошел к концу, и малыш стал более спокойным. При этом у него появляется новое чувство – ревность. Родителям нужно правильно выстроить отношения в семье, чтобы не возникло серьезных трудностей в будущем. Кроме того, дети продолжают проявлять интерес к нарушению запретов. Им хочется знать, что будет, если они проявят непослушание. Родителям следует стараться избегать таких ситуаций, где малыш может нарушить запрет.
1,6–1,9 года
В этом возрасте у малыша случается скачок в развитии. Он умеет гораздо больше, чем в прошлом периоде, становится более самостоятельным. Несмотря на то, что он может развлекать себя какое-то время самостоятельно, игры со взрослыми ему нравятся больше. Можно строить с малышом домики из конструктора и кубиков, играть с мячом, придумывать интересные сценарии с куклами. Приемы пищи уже спокойно проходят без помощи взрослых, ведь ребенок делает это аккуратно. Одеваться, умываться, чистить зубки многие дети уже тоже могут без участия родителей. В психоэмоциональном развитии происходит следующее:
Речь в этом возрасте все еще может быть «младенческой». Возможно, малыш называет собаку «ав-ав», а кошку «мяу» или «кись-кись». В этом случае родителям нужно поправлять ребенка и спокойно объяснять, как правильно произносить те или иные слова.
1,9 – 2 года
Данный период порадует родителей еще большей самостоятельностью малыша. Он даже может сам выбирать себе одежду, в которой хочет пойти гулять, ходить в туалет и умываться без помощи взрослых. Он с легкостью преодолевает различные препятствия, учится бегать. В этот период особенно важно соблюдать привычный режим дня, а также не перемещать вещи в другие места. У ребенка развивается чувство собственничества, поэтому нередко он может отказаться делиться своими игрушками. Если родители будут заставлять его делать это, чтобы угодить другому ребенку, малыш может испытать стресс. Лучше поддержать своего кроху и показать, что мама и папа на его стороне и уважают его личные границы. К двум годам речь малыша уже более развита. Его словарный запас всего за пару месяцев может увеличиться в 10 раз. Также большинство детей уже с легкостью строят простые предложения из нескольких слов. В этом возрасте любопытство все еще никуда не девается, поэтому малыш продолжает познавать мир разными способами. Кроме того, он начинает повторять за взрослыми различные действия, поэтому родным нужно контролировать и свои поступки. Ребенок уже начинает проявлять послушание, а также лучше контактирует с другими детьми. В садике или на детской площадке он может выбрать ребенка, с которым ему интереснее и играть с ним гораздо чаще.
Развитие ребенка от 2 до 3 лет
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок совершенствует уже приобретенные навыки, многое делает без помощи взрослых. Кроме того, этот возраст является оптимальным для различных секций. Например, детям может быть интересно плавание, гимнастика, танцы, лыжи и коньки. Игры становятся более сложными: ребенок может попадать мячом в ворота или кольцо. В этом возрасте дети становятся более социализированными, многие из них уже готовы пойти в детский сад. Общение с другими детьми и взрослыми более осознанное, начинает формироваться самооценка. Ребенок уже больше понимает запреты и знает, где его поджидает опасность, при этом нарушение правил все же случается. Познавательное и речевое развитие сопровождается следующими достижениями:
В 3 года ребенка уже сложно назвать малышом, поскольку это уже практически самостоятельный человек с собственным характером. При этом родителям нужно продолжать работать над формированием личности и всячески содействовать ему в физическом и психическом развитии, помогая познавать мир и социализироваться. Важно также помнить, что все нормы в развитии детей являются лишь обобщенными. Каждый ребенок индивидуален, поэтому переживать не стоит, если малыш в 2 года разговаривает меньше, чем его сверстники, или не проявляет интерес к некоторым занятиям.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.