Как выбрать фотопленку
10 августа 2020 00:01Для создания качественных фотографий необходим комплекс условий, в который входит хорошая техника, правильно настроенная и чистая оптика и, конечно, хорошая пленка. От фотопленки зависит очень многое: опытные фотографы утверждают, что даже самая великолепная камера не позволит сделать хороший снимок, если пленка выбрана неправильно. Но как же это — правильно? Параметров, на которые нужно обратить внимание, много. Попробуем последовательно их разобрать.
Формат фотопленки
В большинстве случаев формат фотопленки определяется вашей камерой. Наиболее популярными моделями являются камеры под узкий тип фотопленки 135 (формат 35 мм). Кассета под нее тонкая цилиндрическая, пленка идет с двухсторонней перфорацией. Стандартной емкостью такой ленты считается 36 кадров малого формата 24х36 мм. Также в кассету может быть заряжена укороченная пленка на 12 или 24 кадра, что, соответственно, делит изделие на подтипы: 135-36, 135-24 и 135-12. Может использоваться в малоформатных, полуформатных и панорамных фотоаппаратах.
В разное время для фотопленки тип-135 использовались различные кассеты: каждый производитель предлагал свой вариант. Ниже представлена фотография с кассетами для фотоаппаратов Nikon (1, 2), камеры «Киев» (2), фотоаппрата «ФЭД» и «Зоркий», флокированная кассета «КМЗ» и современная одноразовая кассета.
Фотография из Википедии
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.
Некоторые умельцы заправляют узкую фотопленку в камеру, которая изначально предназначена для широкой — тип-120. Она выпускается для среднеформатных камер и обычно поставляется без перфорации на катушках и без кассеты. Чтобы обеспечить защиту от зарядки на свету, пленка покрыта ракордом — слоем непрозрачной черной бумаги по всей длине. Красный ракорд пленки с нумерацией кардров можно увидеть на фото ниже.
Фотография из Википедии
Ширина фотопленки — 61,5 мм, длина — 806—850 мм. Длина ракорда — 1475 мм. Размер кадра может варьироваться — все зависит как от камеры, так от дополнительного оборудования фотографа (сменные задники, рамки). Чаще всего получается 8/10/12/16 кадров форматов 6×9, 6×7, 6×6 и 6×4,5 см соответственно.
Интересно, что в разговорах фотографов «старой закалки» можно услышал про пленку тип-220, которая сейчас почти не выпускается. Не пугайтесь — это всего лишь удлиненная фотопленка тип-120, она вмещала в два раза больше кадров, чем стандартная.
Если узкую пленку можно заправить в камеру для широкой, то наоборот сделать не получится. Посмотрите на разницу между пленками на фото ниже.
Фотография из Википедии
Пока вы меняете смартфоны, фотокнига сохранит фотографии на 100 лет!
Печатайте фотографии в нашей лучшей фотокниге с плотными листами. Глянцевая поверхность, точная цветопередача и разворот на 180 градусов, подарят вам невероятные эмоции!
Цветность фотопленки
Если формат определяется техникой, то выбирать цветность пленки может сам фотограф. Но новички нередко ошибочно считают, что вариантов всего два: цветная и черно-белая. На самом деле их немного больше. Деление происходит по так называемому «процессу» — системе проявки.
Классическая цветная негативная пленка
Цветная негативная пленка наиболее популярна, поэтому некоторые считают, что это единственный вид фотопленки на рынке. Но она просто продается везде и максимально доступна по цене. Цветная пленка такого типа отличается негативом оранжевого оттенка, цвета на котором инвертированы. Процесс проявки определяется кодом «С-41», периодически так называют саму пленку.
Пример негативной пленки тип-135
Существует два основных типа цветной негативной фотопленки: для съемок при дневном освещении и при искусственном свете. Разница определяется балансом светочувствительности эмульсионных слоев, поэтому определить нужную модель можно по типовой характеристике — ISO, о которой мы поговорим позже. Ранее пленки для дневного света отмечались буквами ДС, а предназначенные для съемки при освещении лампами — ЛН. Также некоторые компании до сих пор выпускают пленку, сбалансированную для применения в фотостудиях. Ее отмечают символом T (Tungsten, т. е. «Вольфрам»). Но, если в вашем распоряжении есть студийные вспышки, пользоваться специальной пленкой необязательно, т. к. световая температура вспышек обычно приближена к дневному свету.
Пример негативной пленки тип-135
Удобство цветной негативной пленки в том, что ее можно проявить практически где угодно. Более того, ее можно обработать и самостоятельно, как и черно-белые кассеты. Но домашняя проявка требует дополнительного оборудования и некоторых умений, а лаборатории берут за услугу копейки.
Слайдовая цветная диапозитивная пленка
Позитивная слайдовая пленка используется реже, т. к. для ее использования фотограф должен обладать определенными навыками, которые нарабатываются с опытом. Она не прощает ошибок в экспонировании и требует проявки в специализированных лабораториях. Процесс ее проявки маркируется как «E-6». Во время слайдовой печати нет этапа, когда можно исправить плотность или цветовой баланс негатива, который был проявлен с ошибками.
Пример цветной обращаемой фотопленки
Слайдовая пленка бывает также монохромной, в том числе и черно-белой. Она дает атмосферные «глубокие» изображения, которые иногда уходят от чисто-серых в другие тона, например, в серо-голубой.
Фотография, сделанная EP Amateur (Emily Taliaferro Prince) в 1997 году на монохромную слайдовую пленку
В некоторых случаях для работы со слайдовой пленкой потребуются фильтры: синий рекомендуется брать, если планируется фотография с использованием света от ламп накаливания, оранжевый — если нужно снимать при дневном освещении.
Интересно, что изначально «слайдовая» и «позитивная» пленки — это два разных вида фотоленты. Они появились, т. к. в некоторых случаях необходимо было копирование пленки с фильмами с одной на другую. Но так как в фотографии процесса копирования с пленки на пленку нет, понятия смешались. То, что фотографы называют позитивной пленкой, является на самом деле слайдом.
Огромный минус слайдов в том, что они не отличаются долговечностью: каждый показ через проектор повреждает пленку и обычно слайды рассчитаны на суммарное время демонстрации не более часа. Из-за этого фотографии сложно посмотреть и они быстро приходят в негодность. Кроме того, во время проявки слайдов цвета деградируют, немного теряется фотографическая широта и выдержка — это особенности обращаемого цветного процесса проявки. В итоге слайды становятся творчетством на любителя: если человек просто хочет снимать на пленку для сканирования, лучше использовать обычную цветную негативную ленту: инвертировать цвета можно в Photoshop или другом редакторе. Там же настраивается контраст и насыщенность.
Черно-белая пленка
Разновидностей черно-белых пленок довольно много, у каждой свои особенности. Большинство из них негативные — это наиболее популярный вариант ч/б пленок. Кстати, практически все фотографические шедевры делались именно в ч/б — долгое время других вариантов просто не было. Попробуем кратко описать все наиболее популярные.
Панхроматическая (пан-пленка)
Особенность этого вида в том, что она чувствительна ко всему диапазону видимого цвета и захватывает УФ-лучи. Как результат — более серые фотографии и высокая выразительность цвета. При этом чувствительность у пан-пленки низкая, поэтому она дает хорошую тональность изображения и маленькую зернистость. Можно найти варианты с ISO от 25 до 3200, большинство рекомендуют покупать изделие с универсальным значением — 400.
Фотография на пленку Rollei Retro 80s
Считается, что именно панхроматическая пленка наиболее близка к спектральной чувствительности человеческого глаза. Это делает ее классическим инструментом для черно-белой фотографии. Но в некоторых случаях результат на фото может оказаться не совсем таким, как вы ожидаете, к примеру, пленка искажает ярко-красные тона, в итоге красные губы модели могут стать из ярких блеклыми. Исчезают и облака на фоне голубого неба. Если необходимо полноценно передать все тона, потребуются цветные фильтры.
Ортохроматическая
Ортохроматическая фотопленка появилась раньше пан-пленки. Ее особенность в том, что она хорошо воспринимает синие и зеленые цвета, но при этом менее чувствительна к оранжевому и почти не отображает красный. Снимать на нее не очень удобно из-за высокой разности оттенков: синий и зеленый получаются очень светлыми, а красный и оранжевый уходят в черный.
Фото, снятое на ортохроматическую пленку.
Изохроматическая
Изохроматическая фотопленка — это промежуточное решение между ортохроматической и панхроматической пленкой. Она чувствительна к фиолетово-синему спектру, хорошо воспринимает желтые и зеленые оттенки и плохо — красные.
Изображение, предположительно снятое на изохроматическую пленку.Хромогенная (монохромная)
Хромогенная фотопленка предназначена для создания монохромных изображений. У нее небольшая резкость и повышенная зернистость, бывают проблемы с контрастностью. Хороший вариант для тех, кто хочет получить на фотографии мягкие переходы света.
Фото, снятое на хромогенную пленку Kodak BW400CN.
Линейная
Линейная фотопленка дает высокую контрастность черного и белого практически без серых цветов. Имеет небольшую зернистость. Фактически, для съемки не подходит, если, конечно, вы не хотите получить именно такой эффект. Используется в основном для специфических задач, например, копирования изображений.
Фото, снятое на линейную пленку.
Фотографическая широта
Прежде чем понять, как выбирать фотопленку по фотографической широте, необходимо разобраться, что значит это понятие. Определение его следующее:
Фотографическая широта — это диапазон экспозиций, который способен воспроизвести фотоматериал. Недостаточная фотографическая широта приводит к тому, что часть деталей теряется в светах и тенях.
Если говорить проще, то под фотографической широтой понимают способность отобразить без искажений (т. е. провалов в светлых или темных участках) тот или иной диапазон яркостей. Чем больше этот показатель, тем больше у фотографа возможностей управления конечным изображением и тем более реалистичной выглядит фотография. Пленка с низкой фотографической широтой чаще всего демонстрирует зернистость или «шум» на пороговых значениях.
Ниже на фотографии представлены три фото с разными экспозициями. Сначала — уменьшенная, потом нормальная, последняя — увеличенная. Фотографическая широта оптимальна на центральном фото.
Если говорить о фотопленке, фотошироту принято измерять в ступенях экспозиции. Фотографическая широта типичной цветной слайдовой обращаемой пленки варьируется от 4 до 5 ступеней. Хорошая негативная пленка имеет показатель 6-7 ступеней, профессиональные дорогие фотопленки могут иметь 10-11 ступеней широты. Указывается фотографическая широта в делениях диафрагмы, например, «плюс 3, минус 2». Это значит, что при экспозиции можно открыть диафрагму не более чем на 3 деления и закрыть не менее чем на 2.
Почему это важно? Показатель влияет на разность в яркостях между самыми светлыми и самыми темными объектами на кадре. Если пленка поддерживает до 5 ступеней экспозиции, разница между светлым и темным пятнами будет примерно в 30 раз. Это не так много, как требуется в некоторых случаях.
Практический пример: при съемке в яркий солнечный день на пляже пленка с большой фотографической широтой позволит сделать качественные снимки даже если в кадр попадают крупные тени (например, в ситуации, когда модель в шляпе и тени от полей падают на лицо). Фотография на фотопленку с низким показателем фотошироты даст глухие тени, т. е. кадр можно считать испорченным.
Дополнительный плюс пленок с большим диапазоном фотошироты в том, что она позволяет скорректировать неправильные настройки выдержки и диафрагмы. При правильной экспозиции необходимо определить среднее освещение объекта так, чтобы и темные, и светлые участки попали в фотошироту. Чем она больше, тем проще сделать хорошую фотографию.
В цифровой фотографии есть новые технические способы увеличения фотографической широты за счет брекетинга (HDR), разными показателями чувствительности сенсора, автоматической поднастройкой экспозиции не для всего кадра, а для каждого пикселя. В аналоговой фотографии фотографическая широта ограничивается возможностями пленки. Исключение — если вы проявляете фотографии самостоятельно, то у вас появляется возможность влиять на фотошироту. Легче всего это делается, если работа идет с черно-белой пленкой: переэкспонированную пленку можно недопроявить, тем самым увеличив широту, но уменьшив контраст фотографии. Если же кадр недосвечен, то используется перепроявка, которая усиливает контраст фотографии.
Светочувствительность
Светочувствительностью называют способность фотоматериала изменяться под воздействием света. Она выражается индексом ISO, к примеру, 50 ISO, 100 ISO, 200 ISO и так далее. Чем больше показатель, тем выше чувствительность пленки к свету. Это означает, что в зависимости от световосприимчивости фотоматериала, одна и та же степень черного цвета на готовом снимке может быть достигнута разным количеством падающего на пленку света. То есть, черная тень в солнечный день может быть такой же по тону, что черная улица ночью, если выбрана соответствующая пленка.
Интересно, что ISO — это не величина, как метр или килограмм, а название стандарта для разных видов пленок (как ГОСТ). На старых фотолентах чувствительность обозначалась DIN и ASA, параметры не совпадали, так что приходилось пользоваться таблицами для перевода значений.
Общая теория
Основное правило работы со светочувствительностью: чем она выше, тем меньше света необходимо для правильно проэскпонированного снимка. Стандартным рядом значений считают следующий список: 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. Почти всегда значение чувствительности прописывается прямо в названии пленки, например, Kodak T-MAX Pro3200 135.
По параметрам чувствительности пленки обычно делят на три категории:
- с низкой чувствительностью (ниже 50 ISO);
- со средней чувствительностью (от 100 до 160 ISO);
- с высокой чувствительностью (от 200 до 400 ISO).
Представленное деление характерно для черно-белых пленок. Для цветных значения немного сдвигаются и в «среднюю» категорию часто попадает пленка с чувствительностью 200 ISO.
Особенности светочувствительности пленки
Каждый тип фотопленки ведет себя при съемке по-своему, поэтому принято подбирать чувствительность под задачу. Сделать это довольно сложно: общего стандарта или универсального решения — нет. Но можно попытаться найти подходящий вариант, ориентируясь на общие характеристики пленок.
Светочувствительные пленки дают хорошие фотографии при недостаточном освещении: они не боятся темных помещений и ненастных дней. Но кадры, сделанные на них, обладают высокой зернистостью. На фотографии ниже хорошо просматривается это зерно, но оно — часть художественной задумки.
Фотография на пленку Kodak 3200 Iso.
Малочувствительная пленка не дает зернистости, но ей нужен высокий показатель выдержки (т. е. динамичные кадры уже не получатся — будут размытыми). Такая пленка подходит для дневной пейзажной съемки и некоторых портретных решений.
Фотография на пленку Agfaphoto APX 100.
Важно! Сменить светочувствительность пленки в фотоаппарате можно одним способом: достать одну кассету и вставить другую. Поэтому очень важно правильно выбирать этот параметр до начала съемок. Или вам придется доставать из фотоаппарата неотснятую пленку. Способы сделать это есть, в том числе, можно воспользоваться многоразовыми кассетами, но с непривычки велик шанс засветить сделанные кадры при изъятии и установке пленки обратно, если захочется ее доснять.
Существуют профессиональные пленки с переменной чувствительностью. Их нельзя экспонировать с разными значениями чувствительности, но они лучше приспособлены к пуш-процессам в проявке (т. е. перепроявка, при которой для повышения светочувствительности увеличивается время и температура проявления пленки).
Примеры и советы по выбору ISO
При выборе ISO полезно обдумать четыре основных параметра.
Во-первых, какой в помещении будет свет. Если его много — чувствительность пленки может быть ниже. В студии есть вспышки, не забывайте про них. Освещение на улице тоже бывает разным: если солнца нет, света может и не хватить.
Во-вторых, нужно ли на готовом снимке зерно. Иногда оно становится частью художественной задумки, а иногда — мешающим фактором, который крадет детали. Убедитесь, что вы готовы мириться с зернистым изображением или попробуйте добавить света при съемке.
В-третьих, есть ли у вас штатив. Его наличие позволяет использовать более длинные выдержки без смазывания изображения, соответственно, пленка может быть менее чувствительной. Штатив рекомендуется использовать почти всегда, особенно на начальных этапах. Так вы избежите порчи большого количества кадров.
В-четвертых, будет ли объект двигаться. Чем быстрее ваши модели, тем выше должен быть параметр ISO.
Фотография одного и того же объекта в одно и то же время с разными показателями ISO.
Список ISO и типичные случаи их применения:
- от 25 до 100 ISO — подходит для съемки на пляже, у воды, в солнечный день, на горнолыжной трассе;
- 200 ISO — рекомендуется для использования на открытом воздухе при хорошем освещении. Подойдет для съемок на спортивном поле, во дворе. Считается универсальным решением для фотографий при дневном освещении;
- 400 ISO — типичная фотопленка для съемки в хорошо освещенном помещении, если это не студия, а обычная квартира или кабинет;
- 800 ISO — рекомендуется для создания фотографий на открытом воздухе на заре или на закате, при съемке объектов, находящихся в тени;
- 1600 ISO — подходит для быстродвижущихся объектов: бегунов, животных, гимнастов, гоночных автомобилей.
Опытные фотографы рекомендуют использовать пленку с наиболее низкой чувствительностью, но подходящую для конкретной ситуации. Новичкам рекомендуют брать комплект из двух катушек: 24-36 кадров 200 ISO и 24-36 кадров 400 ISO. Если вам хочется побыстрее отщелкать пленку, можно искать катушки на 12 кадров, но их часто оказывается мало — приходится заправлять вторую.
Типичная фотография на пленку с ISO 400.
Практические советы:
- если требуется выставлять высокую скорость затвора, например, чтобы снимать спортивные соревнования, берите пленку с высоким показателем ISO, иначе фото будут темные;
- если с негатива планируется делать увеличение, нужна пленка с малой зернистостью, т. е. обычно это малочувствительные ленты. Но все зависит от особенностей конкретных артикулов, есть профессиональные пленки с высокой чувствительностью и малым зерном;
- наивысшая чувствительность нужна только при съемке в условиях с заведомо плохим светом: ночные улицы, театр, концерт, темные залы и цеха;
- когда требуется высокая контрастность, лучше отдать предпочтение мелкозернистой пленке с низкой чувствительностью — они более контрастны. Но конечный результат во многом зависит от времени экспозиции и от правильности проявки;
- наличие штатива позволяет получить более чистый кадр в большинстве случаев. Даже если у вас есть опора для руки, обычно ее недостаточно, чтобы полностью убрать дрожь;
- спортивные мероприятия в крытых помещениях всегда требуют высоких показателей ISO. Также как и концерты;
- в музей, церковь или художественную галерею лучше всего взять штатив, если он там разрешен. Вспышками обычно пользоваться нельзя, поэтому берите высокочувствительные пленки;
- планируя делать фотографии в День рождения, лучше запастись пленкой с повышенной чувствительностью (хотя бы 400 ISO). Тогда получится сделать красивый кадр именинного торта без вспышки.
Грамотный подбор значения ISO в пленочной камере — всегда вопрос компромисса. Тренируйтесь, анализируйте полученные кадры, просите критику, и тогда у вас появится собственный взгляд на этот вопрос.
Фото на пленку с ISO 100.
Какой бренд фотопленки выбрать?
Новички считают, что разницы между пленками разных производителей нет, ведь у них одинаковое ISO, количество кадров и другие параметры. На самом деле — это популярное заблуждение. Суть аналоговой фотографии в том, что вместо работы с цветом в приложениях вроде Lightroom фотограф берет готовый «зашитый» в пленку цветовой профиль.
Для разработки новой пленки привлекают искусствоведов, которые изучают несколько вариантов снимков и дают заключение — насколько они соответствуют принятым эстетическим шаблонам. У каждого бренда свои эксперты и свои подходы, поэтому, фотографии, отснятые на пленки разных производителей, будут отличаться. Опытные фотографы почти сразу замечают разницу — это приходит с опытом. Ниже мы кратко описываем особенности фотопленок разных производителей. Под каждой рекомендуемой фотопленкой располагается фотография, сделанная на нее. Большая часть снимков взята с сайта flickr.com.
Черно-белые пленки
Пленок, позволяющих делать ч/б фотографии очень много. Мы собрали только наиболее популярные модели: профессиональные фотопленки и востребованные у новичков недорогие варианты.
Ilford HP5 PLUS
Если нужна качественная контрастная черно-белая картинка, то данная пленка отлично подходит для поставленной задачи. Другие пленки этой линейки тоже хороши.
Kodak T-MAX Pro3200 135
Пленка была известна ранее, как очень качественная, но какое-то время ее не было в продаже. Сегодня она вновь появилась, обновленная и улучшенная. Номинальная чувствительность у нее 800 ISO, состав эмульсии сбалансирован так, чтобы получить хорошие фотографии при очень слабом освещении. Подходит для концертов, спортивных событий. На нее можно снимать без штатива. Сочетает в себе исключительно высокую чувствительность при мелком зерне.
Ilford Delta 3200
Относится к классу пленок с переменной сверхвысокой чувствительностью и обладает очень мелким зерном. Имеет расширенную широту экспозиции. У нее уникальное покрытие, за счет которого получается хорошая тональная передача. При правильном выборе проявителя можно управлять чувствительностью и зернистостью.
Kodak T-Max 100
Недорогая пленка, которая подходит для повседневной съемки. Дает высокий контраст и контурную резкость, имеет мелкое зерно, позволяет создать фотографии с красивым довольно жестким рисунком. Лучшие снимки получаются, если проявлять ее «родным» составом от Kodak.
Fuji Neopan Acros 100
Уступает вышеописанным пленкам по детализации, зато у нее большая фотоширота и хорошая тональная передача. Контрастность на готовых фотографиях выходит умеренная. При проявке можно повысть ISO до 400.
Fomapan 100
Популярная среди начинающих фотографов пленка. Причина востребованности — малая цена и широкая доступность. Однако, у нее слишком большое зерно, которое заметно на фотографиях, хотя чувствительность маленькая. Дает хороший контраст и не особенно выразительный тональный рисунок.
Автор — frmfrmfrm
Silberra U200
Еще одна недорогая пленка, подходящая для новичков. Дает уникальный и немного своеобразный характер изображения за счет нестандартного зерна. Имеет приемлемую контрастность, хорошую фотошироту, может экспонироваться как ISO 100, 200, 400. Имеет тонкую подложку, поэтому заряжать ее нужно в тени, в зарядном рукаве или в темном помещении, иначе можно засветить первый кадр.
Цветные пленки
Разнообразие цветных пленок поражает воображение. Хотя мы попытались предложить вам наиболее интересные варианты, не забывайте — у каждого бренда своя тональность готового снимка. Вам может подойти то, что большинству кажется неинтересным. Оригинальный выбор подчеркнет ваш уникальный взгляд на мир и поможет создать собственный стиль в фотографии.
Kodak Portra
Хорошо подходит для портретов за счет того, что отлично передает естественный оттенок кожи и обеспечивает насыщенные цвета на снимках. Зерно мелкое, поэтому фотографии хорошо сканируются. Бывает двух видов: с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей. Второй вид пленки может быть немного непредсказуемым, к нему нужно приспособиться.
Fujicolor Pro 400H
Обладает высокой контрастностью и позволяет делать качественные портретные снимки в режиме плохого освещения. Относится к профессиональной серии, обладает сверхчувствительностью.
Fujichrome Provia 100F 135
Позволяет получать естественные цвета на фотографиях, но на больших выдержках может уйти в холодные тона. Хорошо сканируется даже недорогими устройствами. Радует фотографов мелкой зернистостью, выверенным балансом серого, оптимальным балансом оттенков.
Fujichrome Velvia 100 135
Цветная обращаемая слайдовая пленка профессионального уровня. Имеет среднюю чувствительность и предназначена для съемок при дневном свете. Сверхмелкое зерно, ультравысокая насыщенность цвета, высокое качество изображения. Обычно используется для натурных съемок, пейзажной фотографии.
Что же в итоге выбрать? Большинство профи сходятся на одном: новичку не нужны качественные и дорогие пленки. Часть кадров вы просто испортите неправильной экспозицией или другими ошибками. Среди рекомендаций бюджетных расходников есть черно-белые Ilford XP2 400 120, Kodak T-MAX TMX 100 135, Silberra Ultima100 и цветные Fujifilm X-tra Superia 36. Они универсальны, дают сбалансированную картинку и отлично подходят для учебы. Вы можете взять весь набор, отснять их все, проанализировать результат и получить примерное представление об особенностях каждой фирмы. Такой эксперимент поможет действовать в дальнейшем более осознанно.
Советы для фотографов
Опытные фотографы знают различные лайфхаки, которые значительно упрощают жизнь или позволяют создать интересные эффекты на снимках. Поделимся некоторыми из них.
Совет 1. Морально готовьтесь к проявке
Профессиональная съемка почти всегда предполагает проявку в собственной лаборатории — так можно исправить огрехи или получить оригинальные эффекты на фото. Если вы берете обычную негативную цветную пленку или монохромную черно-белую, настраивайтесь на то, что когда-нибудь вы захотите заняться проявкой самостоятельно. Это не так сложно, как кажется: сегодня есть и недорогое оборудование, и готовые растворы от разных производителей.
Совет 2. Серии — на одной пленке
Если вы работаете над серией фото, обязательно берите одну и ту же пленку, иначе вы получите диссонанс в кадрах. Исключения возможны, но очень редко — вы должны четко понимать, зачем меняете пленку и какого эффекта хотите добиться.
Совет 3. Не покупайте пленку вслепую
При сомнениях, стоит ли покупать фотопленку, ищите снимки на нее перед заказом. Гуглом пользоваться не стоит, а вот на Flickr можно найти много кадров, в которых прописаны технические данные (на какую камеру, оптику и пленку снимал фотограф) и есть фильтрация по рейтингу. Фотографы даже объединяются в группы, куда выкладывают фотографии, сделанные на одну и ту же пленку. Пример такой общей коллекции — ISO 1600 Film.
Совет 4. Не бойтесь просрочки
В нас заложен страх, что если что-то просроченное, значит — этим нельзя пользоваться. С фотографией не все так просто. В любой пленке идут определенные химические процессы (кстати, чтобы замедлить их, храните фотопленку в холодильнике, там оптимальная температура, позволяющая дольше использовать закупленные расходники). Чем старше пленка, тем больше она изменяется. К примеру, она уже не может захватить изображение в темноте или дать четкую картинку быстро бегущего человека. Ниже — пример фото на просроченную пленку Kodak 100.
Из-за недостатка света фотография получается темная, отчетливо видно зерно. Но при этом для улицы эта фотопленка отлично подходит: она не только создает красивую картинку, но и позволяет добавить ей определенного шарма за счет повышенной зернистости. Посмотрите на атмосферное фото, получившееся на той же просроченной Kodak 100.
Это яркий пример того, что просрочка — не приговор. Просто при ее использовании нужно учитывать специфику пленки и выбирать соответствующие кадры.
Совет 5. Разбирайтесь с экспозицией
Ошибки с экспонированием пленки — главная беда всех начинающих фотографов. Учитесь, разбирайтесь, пользуйтесь экспонометрами. Помните, что профессиональный фотограф может повернуть себе на пользу любые недостатки дешевой или просроченной фотопленки, а вот если нет понимания процесса и нет желания учиться, то можно стабильно «запарывать» фотографии даже сделанные на профессиональных расходниках. Но и не нужно сразу требовать от себя слишком много — все приходит с опытом.
Каждый вид пленки открывает фотографу новые возможности, поэтому выбор новой фотоленты — повод для экспериментов. Работайте с разными материалами, и со временем вы поймете, какие подходят для ваших задач, а какие — не очень. Также вы привыкнете выбирать пленку в зависимости от обстоятельств съемки и желаемых эффектов на готовой работе. А все необходимое оборудование и расходные материалы можно приобрести в нашем магазине. Заглядывайте в каталог, особенно — в распродажи. Фотография — хобби затратное, не грех немного сэкономить.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.