Развитие внимания у детей дошкольного возраста
17 апреля 2023 09:37Изображение с сайта:
Внимание – это сложный психический процесс, который помогает человеку сосредоточить интерес на чем-то важном, отбросив ненужную информацию. С детства каждый постепенно начинает овладевать огромным количеством представлений и знаний об окружающем мире. То, как ребенок усваивает те или иные моменты, зависит от его психического развития. Поэтому занимаясь с малышом дома или в детском саду, нужно стараться развивать в нем такие процессы деятельности, как память, внимание и т.п. С раннего детства дошкольника нужно учить усидчивости и умению обращать внимание на главное, выделять самое важное. В дальнейшем эти навыки помогут ребенку в школе. В этой статье вы узнаете об особенностях развития внимания у детей, а также познакомитесь с упражнениями, которые помогут его совершенствовать.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.
Виды внимания
Внимание делят на:
- Непроизвольное – возникает без определенного желания человека увидеть или услышать что-либо, без цели и вне силы воли. Также влияют внешние раздражители и внутренний интерес личности. Закладывается данный вид с самого рождения.
- Произвольное – сосредоточенность на предмете или действии с поставленной целью и с помощью волевого усилия. Оно формируется из непроизвольного, при воздействии процессов труда.
- Послепроизвольное – наступает после произвольного вида, когда человек уже заинтересовался делом, и ему уже не нужна сила воли. Прежнее напряжение внимания ослабевает. И даже если сознание отдыхает, то человек все равно продолжает работать.
Как формируется внимание у детей
Изображение с сайта:
Для формирования внимания у дошкольников нужно соблюдать следующие требования:
- постоянное обучение и отсутствие длительных пауз между занятиями;
- опора на активную мыслительную деятельность;
- мотивирование ребенка на занятия и выполнение упражнений;
- отсутствие предметов и ситуаций, которые отвлекают ребенка;
- использование игр и упражнений для развития памяти дошкольника.
Как правило, дошкольник и младший школьник не могут в полной мере управлять своим вниманием. В этом случае родители и педагоги должны направлять ребенка в нужную сторону. С возрастом этот процесс совершенствуется из года в год по мере развития головного мозга. Начиная с 6-7 лет, происходит очень быстрое развитие внимания у детей, а также повышается умение концентрироваться на предмете. Оно увеличивается почти в 2 раза. В период с 8-10 лет, ребенок уже может управлять своим вниманием и заострять его на каких-либо деталях. Но для того чтобы повышать уровень ребенка в этом направлении, необходимо понимать его основные свойства и степень их развития у ребенка:
1. Объем – количество окружающих предметов, которое ребенок воспринимает за один момент. Это свойство увеличивается и растет с возрастом. В 7-10 лет объектов, на которые ребенок обращает внимание, обычно в 2-3 раза больше, по сравнению с детьми более раннего возраста. Для проверки объема внимания можно провести следующий тест: положите на стол небольшое количество предметов, далее прикройте их тканью, а затем уберите ее на 3-4 секунды. Пусть ребенок запомнит предметы со стола, после снова необходимо накрыть их. В результате дошкольник должен воспроизвести все предметы, которые он запомнил.
2. Концентрация – способность человека удерживать свое внимание на определенном предмете, не отвлекаясь на окружающую обстановку. Для того чтобы развить ее, необходимо придумать испытание ребенку, которое он будет проходить в непривычной обстановке с внешними отвлекающими от занятий факторами.
3. Переключаемость внимания – быстрота перехода от одного задания к другому. Плохая переключаемость ребенка часто связана с некоторыми заболеваниями. У малышей это свойство развито плохо, так же как и объем внимания.
Для тренировки всех этих свойств необходимы специальные упражнения.
Как улучшить внимание детей
Невнимательность является следствием того, что ребенок концентрируется на общем, а не на каком-то конкретном деле или предмете. Обращая внимание на общий смысл текста или упражнения, дети не замечают важных деталей. Для того чтобы улучшить детское внимание, нужно заниматься специальными упражнениями. Развитие детей таким образом помогает в итоге добиться повышения внимательности. Важно, чтобы родители и педагоги объясняли детям то, как важно быть внимательным. С помощью этого человек добивается в жизни всего гораздо проще и почти без всякого упорства. Также нужно приучать ребенка к дисциплине, самоконтролю и умению нести ответственность. Но следует понимать, что если деятельность будет скучна и монотонна, тогда дошкольник станет чаще отвлекаться от занятия. Внимание закладывается и развивается на протяжении всего дошкольного возраста. И после перехода из сада в школу не стоит забывать о занятиях и упражнениях.
Также важным взаимосвязанным звеном с вниманием является усидчивость. Это умение сосредоточиться и обязательно довести дело до конца. Желательно тренировать ее с раннего возраста, например, с помощью игр и развивающих занятий. Это качество лучше развивать в доброй и дружеской атмосфере с ребенком. Также важно чередование игр, которые требуют усидчивости, с подвижными занятиями. В свободное время от учебы важно не забывать играть с ребенком, ведь развивающие игры очень влияют на усидчивость. У детей главными недостатками, которые требуют изменений, являются:
- неумение держать в поле внимания сразу несколько предметов или действий и переключаться на них;
- недолгая сосредоточенность и низкая концентрация.
Поэтому выбирать упражнения для каждого ребенка нужно самостоятельно, установив причину невнимательности.
Упражнения для развития внимания
Изображение с сайта:
Следующие упражнения направлены на помощь в развитии внимания детей дошкольного и школьного возраста.
Упражнение 1
Для этого упражнения необходимо нарисовать 9 кругов, а затем попросить его закрасить синим карандашом 3, 5 и 9 круг, далее красным 1, 4 и 7 круги, и зеленым цветом оставшиеся фигуры. Данное задание направлено на развитие произвольной памяти у ребенка, а также внимания к деталям.
Упражнение 2
Заранее для этого упражнения надо подготовить небольшое количество предметов. Разложить их на столике и дать ребенку посмотреть на них. Через 5-10 секунд попросить его отвернуться и убрать некоторые предметы. Когда ребенок вновь взглянет на стол, он должен сказать что там изменилось. Это задание направлено на развитие зрительной памяти и умение концентрировать внимание на предметах.
Упражнение 3
Необходимо попросить ребенка сесть и сосредоточиться на задании. Взрослый человек произносит слова и предупреждает о том, что сейчас нужно внимательно послушать и когда он озвучит название профессии ребенок должен хлопнуть (бросить мяч, нажать на кнопку и т.п.). Далее нужно зачитывать ему заранее приготовленные строки, например:
- слон, врач, кукла;
- сварщик, иголка, кастрюля;
- водитель, гром, фигурист;
- воробей, повар, слесарь;
- дом, дворник, мяч;
- учитель, трава, злость;
- машина, пилот, страна;
- полицейский, мечта, актер.
Количество слов с каждым разом рекомендуется увеличивать. Упражнение улучшит переключаемость внимания.
Упражнение 4
Для этого задания необходимо заранее подготовить карточки с почти одинаковыми изображениями, но с минимальными различиями. Ребенок должен найти их.
Упражнение 5
Игра предназначена для развития устойчивости внимания. Для нее необходимо предоставить ребенку рисунок с изображением восьми разных животных и их домиками. Ему необходимо карандашом нарисовать линии от зверька до его места.
Упражнение 6
Игра «Назови цвет» позволяет тренировать концентрацию внимания. Для этого разными цветами карандаша, ручки или фломастера пишутся названия цветов. Например, «красный» пишется синим и т.д. Ребенок должен правильно назвать цвета, не обращая внимания на то, что написано.
Детям на начальных этапах обучения довольно трудно сосредоточить свое внимание на чем-то монотонном и скучном, в то время как в процессе интересной и увлекательной игры они могут на протяжении долгого времени оставаться внимательными. Поэтому для проведения занятий, направленных на повышение внимания, необходимо выбирать яркие элементы, интересные и веселые игры. Особую эффективность показывают задания с элементами соревнований.
В 7-8 лет у детей начинает формироваться произвольное внимание. Оно помогает не только в школьном возрасте, но и в дальнейшей жизни ребенка. Использование упражнений для развития внимательности ребенка, систематическое их выполнение и понимание приведет к желаемому успеху. Родителям стоит помнить, что то, когда и как ребенок начнет развиваться в этом направлении, зависит только от их воздействия.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.