Развитие памяти и мышления у детей школьного и дошкольного возрастов: игры и тренировка
Развитие памяти и мышления у детей школьного и дошкольного возрастов: игры и тренировка
5 апреля 2023 14:10
Поделиться:
Содержание статьи
Память – это сложный психический процесс. Особое место она занимает в системе познавательных функций и объединяет восприятие окружающего мира, воображение и умственное мышление ребенка в единую систему, направленную на познание всего, что происходит вокруг него. В этой статье расскажем о развитии памяти у детей дошкольного возраста.
Виды и типы памяти
По продолжительности запоминания материала существует два вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная поверхностна и непостоянна. Для того чтобы информация ненадолго задержалась в голове и не пропала в течение нескольких секунд, ее нужно постоянно проговаривать про себя. При долговременной памяти информация поселяется глубоко в голове и длительно хранится там. Этот вид памяти существует за счет создания прочных нейронных связей, и тем самым сопровождается сложными мыслительными действиями и процессами.
Также существует деление на зрительный и слуховой типы памяти. В первом случае быстро запоминаются наглядные образы, форма, цвет, и т.п. Дети, у которых хорошо развит слуховой тип памяти, способны запоминать слова и звуки, предъявляемые на слух. У многих достаточно хорошо развит и зрительный, и словесно-слуховой типы. Память входит в основу обучения и воспитания ребенка, как в детском саду, так и дома.
Мозг с рождения выстраивает временные связи, и с возрастом запоминание тех или иных временных промежутков увеличивается. Чаще ребенок запоминает что-то яркое, красочное, то, на что взрослый человек вряд ли обратит внимание. В особенности память ребенка дошкольного возраста богата на представления о конкретных предметах. Память дошкольника такова, что он способен запоминать материал разными способами: произвольно и непроизвольно, механически, повторяя или используя какой-либо прием обработки информации.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.
Отличительная способность памяти дошкольника – это легкое и быстрое запоминание конкретных слов, форм и предметов, которые его окружают. В возрасте от 4 до 7 лет развитие памяти происходит в условиях постоянного и направленного на это обучения с воспитателем или дома с родителями, что очень ускоряет и улучшает процесс запоминания информации у детей.
Для того чтобы развивать память у дошкольников, нужно:
просить малыша воспроизводить то, что он запоминал в саду и дома после развивающих игр и занятий;
прорабатывать упражнения с ребенком при помощи заданий для развития памяти;
использовать специальные методики и упражнения для развития памяти;
развивать память, которая проявляется непроизвольным путем.
Среди методик, помогающих восприятию информации, на первое место встают те, которые заостряют внимание детей на главном. Также очень популярны методические задания, направленные на работу с картинками и т.д. При правильной воспитательной работе к периоду перехода детей из сада в школу ребёнок уже сознательно может пользоваться самыми простыми приёмами памяти. Например, для того чтобы запомнить какой-нибудь школьный материал, ребёнок сначала знакомится с ним, позже повторяет его более двух раз и стремится установить последовательность, которую он запомнил. Методики и упражнения, которые проводят для дошкольников, позволяют:
развивать способности ребенка;
стимулировать познавательную деятельность дошкольников в детском саду и дома;
корректировать функциональное состояние ребенка, используя различные типы заданий.
Упражнения для развития памяти
Далее представлены разнообразные упражнения, которые будут направлять ребенка на решение обучающих и развивающих задач.
Упражнение 1
Задания, направленные на развитие воображения и памяти ребенка:
Даны несколько слов, которые нужно объединить и придумать из них маленький рассказ. Слова для задания: день, солнечный, зеркало, летать, легко, зонт, еда, Маша.
Нужно придумать начало сказки, рассказа или текста, используя эти слова: мама, игрушка, друзья, день рождения, круг, веселье.
Придумать мультфильм. В своем сценарии нужно использовать следующие слова: мышонок, кот Том, кусок колбасы, ссора, дружба, хозяин.
Упражнение 2
Данные задания направлены на запоминание и описание картинок:
Дошкольнику предлагается две похожие картинки для запоминания. Далее, через минуту просмотра изображений, ребенка просят рассказать, что он увидел на них.
Взглянуть на рисунки, найти отличия и постараться выполнить это быстрее. Позже перевернуть картинки и попросить ребенка вспомнить отличия, которые он нашел.
Упражнение 3
Направлено на развитие тактильной памяти. Для этого упражнения необходимо взять мешочек из плотной ткани и некоторое количество разных предметов, например, колокольчик, ручка, пуговка, конфета, и т.п. Все эти вещи ребенок сам складывает в мешочек и позже, засунув руку внутрь, дошкольник должен определить, что же он держит в руках.
Упражнение 4
Направлено на развитие памяти и координации. Для данного упражнения понадобится небольшой мячик. Кидая его ребенку, нужно называть предмет. Это может быть что-то съедобное, например, торт, или несъедобное (стул). Если предмет не является съедобным, тогда ребенок должен отбросить мяч, а если же съедобный, то поймать его.
Упражнение 5
Направлено на запоминание чисел. Это упражнение основано на использовании представлений и их составляющих – форма, геометрическая фигура, цвет и т.д. Для каждой цифры ребенок придумывает свое визуальное представление. Например:
овал
свеча
пара ботинок
треугольник
стульчик (квадрат)
звезда
открытый замок
топор
песочные часы
улитка
пальцы на обеих руках
Упражнение 6
Помогает в развитии слуховой памяти. Для проведения этого упражнения понадобится написанный перечень различных слов. Например: стол, игрушка, монета, тетрадь, шапка, собака, дверь, вилка и т.д. Эти слова зачитываются с промежутком в три секунды, дошкольник после прослушивания должен их запомнить и воспроизвести те, которые остались в его памяти. После чего необходимо еще 3 раза повторить данный список слов, при этом акцентируя внимание на те слова, которые запоминает дошкольник. В норме он должен запомнить от 4 до 6 слов в различном порядке после первого прочтения, но после последнего дошкольник должен воспроизвести на 2-3 слова больше, чем в начале.
Упражнение 7
Направлено на развитие смыслового соотнесения. Дошкольникам предлагается 5-6 слов. Им нужно придумать пару для каждого слова, которая подходит по смыслу: пчела (мед), грабли (огород), яблоко (фрукт), удочка (рыба), снег (зима).
Упражнение 8
Развивает обонятельную и осязательную память. «Представь, что наступила весна. Ты открыл окно и смотришь в него. Расскажи, что ты видишь там? Представь цветущие цветы, которые только распускаются. Почувствуй запах расцветающей сирени. Ты с мамой выходишь на прогулку, что чувствуешь и видишь ты сейчас?»
Рекомендации родителям
Для успешного развития памяти у детей дошкольного возраста родителям рекомендуется делать следующее:
На улице по пути в детский сад или во время прогулки нужно рассматривать вместе с ребенком окружающие предметы.
Важно обсуждать с ребенком то, чем привлекает его тот или иной предмет, почему он обратил на него внимание.
Развивать в ребенке желание и стремление делиться своими эмоциями.
Беседовать с дошкольником о том, как прошел его день в детском саду, о каких-то прошлых событиях.
Изучать с ребенком новые стихотворения, стараться учить хотя бы одно произведение в месяц.
С помощью игр и занятий развивать запоминание чего-то нового.
Улучшение памяти у дошкольников представлено в основном работой с различными способами и методами запоминания, связанными с усвоением и переработкой информации. В этом возрасте дети с достаточным уровнем развития даже без определенной подготовки способны применять различные навыки. Нужно правильно преподнести детям такие методы запоминания, как соотношение по смыслу, классифицирование чего-либо, определение главного смысла, умение составить план для быстрого запоминания.
Также весомое значение для запоминания играют внимательное изучение предмета, который необходимо запомнить, положительные эмоции ребенка, интерес дошкольника к запоминанию. У него в процессе обучения и развития закладываются основы для осуществления контроля над собой во время работы с запоминанием. Регулярное проведение упражнений, которые направлены на развитие памяти у дошкольников, способствует более легкому последующему освоению материалов школьного курса ребенком в начальной школе.
Делать фотокниги теперь легко!
Забудьте о заботах с фото!
Отправляйте лучшие кадры в Telegram-бот прямо из отпуска. Бот создаст фотокнигу за 4 секунды! А мы доставим её вам, когда вы вернетесь.
Возможность оплатить заказ картой на сайте или переводом на р/сч.
Ваши данные под защитой!
Доступ к своим фотографиям имеете только вы. Срок хранения простых файлов в личном кабинете 1 месяц. Если вы создали изделие, то срок хранения 6 месяцев.
Бесплатно перепечатаем брак
Мы признаем ошибки. Напечатаем заказ заново в случае брака или потери (после утилизации брака).
Качество печати
Крупнейшая фабрика в Восточной Европе, современное дорогостоящее оборудование.
Доставим в твой город
6000+ населенных пунктов России. Близкие в другом городе? Доставим без проблем.
100% анонимность
Производство автоматизированно. Никто не увидит твои снимки.